Сплавы драгоценных металлов

Такие благородные металлы, как золото, платина, серебро и палладий, имеют невысокие прочностные свойства и недостаточную износостойкость, а также высокую стоимость, поэтому для изготовления ювелирных изделий используют обычно не чистые благородные металлы, а сплавы, добавляя в первые в определенных соотношениях другие металлы. Эти металлы называются легирующими элементами, лигатурами или добавками. Таким способом металлам придают необходимые для дальнейшего использования в производстве свойства. Это может быть изменение цвета, понижение или повышение пластичности, увеличение или уменьшение твердости, изменение температуры плавления. Легирующими могут быть и драгоценные, и недрагоценные металлы, но полученные сплавы основой которых является благородный металл, называются драгоценными.

В ювелирном производстве используются четыре вида, сплавов: золота, серебра, платины, палладия.

Сплавы золота

Сплавы золота формируются с добавками следующих легирующих компонентов: серебра, меди, палладия, никеля, платины, кадмия и цинка. Участие каждого компонента в золотом сплаве определяется в зависимости от свойств, которыми должен обладать сплав.


Серебро повышает мягкость, ковкость сплава, золота, понижает (незначительно) температуру плавления и изменяет цвет золота. По мере добавления серебра цвет золота зеленеет и становится желто-зеленым. Если содержание серебра в сплаве золота составляет около 30%, то цвет его становится желто-лимонным; при содержании серебра 50% золото становится бледно-зеленым. При концентрации серебра более 65% желтый цвет полностью исчезает.

Медь повышает твердость и прочность сплава золота, сохраняя ковкость и тягучесть. Сплав приобретает красноватый цвет. Если содержание меди в сплаве золота более 14%, то цвет его становится ярко-красно-оранжевого цвета. Добавка меди понижает коррозионную стойкость золота, и при большом содержании меди поверхность сплава темнеет, что можно наблюдать на сплавах 375-й пробы.

Палладий повышает температуру плавления сплава, сохраняет пластичность и ковкость, изменяет его цвет при содержании палладия в сплаве до 17% золотой сплав будет иметь белый цвет.

Никель изменяет цвет сплава золота на бледно-желтый, придает ему твердость и прочность и повышает литейные свойства. При добавлении никеля в больших количествах сплав золота приобретает магнитные свойства. Платина придает золоту белый цвет, желтый оттенок уходит при содержании платины в сплаве около 8%. Она значительно увеличивает температуру плавления сплава. При содержании платины в сплаве до 20% возрастает упругость сплава. Сплавы золота с платиной нетехнологичны.

Цинк придает золоту хрупкость уже при 1%-м содержании его в сплаве. Он осветляет сплав, повышает тягучесть. Кадмий, как и цинк, понижает температуру плавления сплава, но сохраняет пластичность и ковкость. Оба металла применяются главным образом для приготовления припоев.

Разные примеси оказывают влияние на свойства сплавов золота. Например, сплав золото-серебро-медь (Au-Ag-Cu) имеет желтый цвет, обладает высокой прочностью, хорошо поддается обработке как механическим способом, так и методом литья. Свинец и олово делают сплавы золота хрупкими. Алюминий при переплавке сплава может образовать оксид алюминия, который делает сплав непригодным к обработке.

Цвет сплава в зависимости от добавки, %

Цвет сплаваAuAgCuPd
Желтый75,015,010,0
Розовый75,012,512,5
Белый75,010,015,0
Бледно-желто-зеленый58,530,011,5
Белый58,525,516,0
Желтый58,518,7522,75
Розовый58,58,033,5
Оранжевый37,525,037,5
Красный37,510,052,5

Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов» от 18.06.1999 № 643 в России приняты следующие пробы ювелирных золотых сплавов: 375, 500, 585, 750, 958 и 999.

Сплавы золота 375-й пробы. Это сплавы, содержащие в составе 37,5% чистого золота, а остальное серебро и медь. Обычно они характеризуются как золотосодержащие сплавы, которые быстро тускнеют на воздухе. Цветовой диапазон колеблется от желтого до красноватого.

Сплавы золота 500-й пробы. Содержат 50% чистого золота. Разные вариации с количеством серебра в сплаве меняет цвет металла от красного до зеленоватого. Практически не применяется в производстве.

Сплавы золота 585-й пробы. Содержат 58,5% чистого золота, остальные компоненты: медь, серебро, никель, цинк и др. Сплавы этой пробы твердые, хорошо поддаются ковке и не тускнеют. Цвет варьируется от белого, желтого и красного до зеленого разных оттенков. Такие сплавы используются для изготовления ювелирных украшений и других золотых изделий.

Сплавы золота 750-й пробы. Сплавы содержат 75% чистого золота. Они достаточно твердые, поддаются обработке и хорошо полируются. Цветовая палитра также разнообразна и колеблется от ярко-зеленого до желтого и красного всех оттенков.

Сплавы золота 958-й пробы. Такие сплавы содержат 95,8% чистого золота. Это очень мягкие, не подверженные коррозии сплавы, поэтому они плохо держат полировку. Обычно металлы этой пробы используют для изготовления кулонов и обручальных колец.

Сплавы золота 999-й пробы. Содержат почти 100% чистого золота, т.е. по сути им и являются. Такое золото получило название — червонного. Это очень мягкий металл, склонный к деформации, поэтому в настоящее время ювелирные изделия 999-й пробы изготавливают очень редко.

Сегодня кроме меди и серебра в сплавы добавляют палладий, никель, цинк, кадмий, платину, осмий, родий. Соответственно на рынок выходит все больше новых цветов золота. В России состав, а также физические свойства ювелирных сплавов золота определены ГОСТ Р 51152-98.

Таким образом, сплав для ювелирных изделий состоит из золота определенного содержания и лигатуры, которая в основном и определяет цвет изделия. Добавляя в сплавы всевозможные легирующие добавки, ювелиры получают золото самых разных цветов и оттенков: белого, желтого, красного, зеленоватого, даже черного и голубого.

Сплавы золота 375-й пробы: 
1. ЗлСрМ375-20: Au 37,5%; Ag 2,0%; Cu 60,5%; цвет ярко-красный.
2. ЗлСрМ375-100: Au 37,5%; Ag 10,0%; Cu 52,5%; цвет красный.
3. ЗлСрМ375-160: Au 37,5%; Ag 16,0%; Cu 46,5%; цвет красный.
Сплавы золота 500-й пробы:
1. ЗлСрМ500-100: Au 50,0%; Ag 10,0%; Cu 40,0%; цвет красный.
Сплавы золота 583-й пробы:
1. ЗлМ583: Au 58,3%; Cu 41,7%; цвет ярко-красный.
2. ЗлСрМ583-20: Au 58,3%; Ag 2,0%; Cu 39,7%; цвет ярко-красный.
3. ЗлСрМ583-42: Au 58,3%; Ag 4,2%; Cu 37,5%; цвет ярко-красный.
4. ЗлСрМ583-80: Au 58,3%; Ag 8,0%; Cu 33,7%; цвет красный.
5. ЗлСрМ583-125: Au 58,3%; Ag 12,5%; Cu 29,2%; цвет красный.
6. ЗлСрМ583-146: Au 58,3%; Ag 14,6%; Cu 27,1%; цвет красный.
7. ЗлСрМ583-200: Au 58,3%; Ag 20,0%; Cu 21,7%; цвет красноватый.
8. ЗлСрМ583-217: Au 58,3%; Ag 21,7%; Cu 20,0%; цвет бледно-красный.
9. ЗлСрМ583-250: Au 58,3%; Ag 25,0%; Cu 16,7%; цвет зеленоватый.
10. ЗлСрМ583-300: Au 58,3%; Ag 30,0%; Cu 11,7%; цвет зеленый.
11. ЗлСрМ583-337: Au 58,3%; Ag 33,7%; Cu 8,0%; цвет зеленый.
12. ЗлСр583-417: Au 58,3%; Ag 41,7%; цвет зеленый.
13. ЗлСрМН3,2-35,7-2,8: Au 58,3%; Ag 3,2%; Cu 35,7%; Ni 2,8%; цвет розовый.
14. ЗлМН35,4-6,3: Au 58,3%; Cu 35,4%; Ni 6,3%; цвет розовый.
15. ЗлМН24,7-17: Au 58,3%; Cu 24,7%; Ni 17,0%; цвет бледно-розовый.
16. ЗлСрПд23,7-18: Au 58,3%; Ag 23,7%; Pd 18,0%; цвет белый.
17. ЗлМНЦ23,5-12,2-6: Au 58,3%; Cu 23,5%; Ni 12,2%; Zn 6,0; цвет белый.
Сплавы золота 585-й пробы: 
1. ЗлСрМ585-80: Au 58,5%; Ag 8,0%; Cu 33,5%; цвет красный.
2. ЗлСрМ585-200: Au 58,5%; Ag 20,0%; Cu 21,5%; цвет красноватый.
3. ЗлСрМЦ585-110-27,5: Au 58,5%; Ag 11,0%; Cu 27,5%; Zn 3,0%; цвет красноватый.
4. ЗлСрМНЦ8-22,8-8,2-3,3: Au 58,5%; Ag 8,0%; Cu 22,8%; Ni 8,2%; Zn 3,3%; цвет желтый.
5. ЗлМНЦ25-12,5-4: Au 58,5%; Cu 25,0%; Ni 12,5%; Zn 4,0%; цвет желтый.
6. ЗлСрМ585-300: Au 58,5%; Ag 30,0%; Cu 11,5%; цвет зеленый.
7. ЗлСрМЦ585-300-10,5: Au 58,5%; Ag 30,0%; Cu 10,5%; Zn 1,0%; цвет зеленый.
8. ЗлСрМНЦ10-3-25-3,5: Au 58,5%; Ag 10,0%; Cu 3,0%; Ni 25,0%; Zn 3,5%; цвет белый.
9. ЗлСрПд25-16,5: Au 58,5%; Ag 25,0%; Pd 16,5%; цвет, белый.
Сплавы золота 750-й пробы: 
1. ЗлСрМ750-40: Au 75,0%; Ag 4,0%; Cu 21%; цвет красный.
2. ЗлСрМ750-42: Au 75,0%; Ag 4,2%; Cu 20,8%; цвет красный.
3. ЗлСрМ750-48: Au 75,0%; Ag 4,8%; Cu 20,2%; цвет красный.
4. ЗлСрМ750-83: Au 75,0%; Ag 8,3%; Cu 16,7%; цвет красноватый.
5. ЗлСрМ750-104: Au 75,0%; Ag 10,4%; Cu 14,6%; цвет красноватый.
6. ЗлСрМ750-125: Au 75,0%; Ag 12,5%; Cu 12,5%; цвет ярко-желтый.
7. ЗлСрМ750-150: Au 75,0%; Ag 15,0%; Cu 10,0%; цвет желтый.
8. ЗлСрМ750-187: Au 75,0%; Ag 18,7%; Cu 6,3%; цвет зеленоватый.
9. ЗлСр750-250: Au 75,0%; Ag 25%; цвет зеленый.
10. ЗлСрПд5-20: Au 75,0%; Ag 5,0%; Pd 20,0%; цвет белый.
11. ЗлСрПдН7-14-4: Au 75,0%; Ag 7,0%; Pd 14,0%; Ni 4,0%; цвет белый.
12. ЗлСрПлМ8-8-9: Au 75,0%; Ag 8,0%; Cu 8,0%; Pt 9,0%; цвет белый.
13. ЗлСрПдН9-14-2: Au 75,0%; Ag 9,0%; Pd 14,0%; Ni 2,0%; цвет белый.
14. ЗлСрПдНКд9-8.5-4.2-3.3 Au 75,0%; Ag 9,0%; Pd 8,5%; Ni 4,2%; Кд 3,3% цвет белый.
15. ЗлМНЦ7-14-4: Au 75,0%; Cu 3,5%; Ni 16,5%; Zn 5,0%; цвет белый.
16. ЗлНЦ7-14-4: Au 75,0%; Ni 15,0%; Zn 10,0%; цвет белый.
17. ЗлМНЦ15-7,5-2,5: Au 75,0%; Cu 15,0%; Ni 7,5%; Zn 2,5%; цвет белый.
18. ЗлМНЦ12,5-10-2,5: Au 75,0%; Cu 12,5%; Ni 10,0%; Zn 2,5%; цвет белый.
Сплавы золота 958-й пробы: 
1. ЗлСрМ958-20: Au 95,8%; Ag 2,0%; Cu 2,2%; цвет ярко-желтый.
2. ЗлСрМ958-21: Au 95,8%; Ag 2,1%; Cu 2,1%; цвет ярко-желтый.

Исследования показали, что любой металл, кроме меди, при использовании его в качестве лигатуры дает золоту белый оттенок.
Белое золото, оставаясь золотом, более прочное, более устойчивое к атмосферным, воздействиям, что позволяет изделиям из него дольше сохранять первоначальный вид и интенсивный блеск. Белое золото очень похоже па платину, но стоит дешевле. Применение сплавов белого золота для ювелирных изделий как альтернатива более дорогой платине началось еще в 20-х гг. XX в. Сплавы белого золота делятся на благородные (с серебром, платиной или палладием) и неблагородные (на основе Ag, Ni, Cu).


Сплав золота с палладием. Белым золотом может быть сплав золота с палладием, десятая часть которого придаст изделию бело­стальной оттенок. Применение палладиевых лигатур даст хороший белый цвет и увеличивает прочность металла. У таких сплавов значительно выше пластичность. Они устойчивы к потере цвета при нагреве имеют более интенсивный блеск после окончательной обработки. Однако такое золото для производства массовых изделий обходится слишком дорого. Палладий является металлом платиновой группы и стоит примерно как платина. Кроме того, высокая температура плавления палладия (1550 °C) усложняет процессы плавки. Например, изделие из такого сплава 585-й пробы содержит 10,0% палладия, 28,7% серебра, а также 2,8% цинка, не содержит никеля (ЗлСрПлЦ (58,5-28,7-10,0-2,8 или ЗлСрПдКд 58,5-28,0-10,0-3,5).

Сплав золота с платиной. Еще более интенсивно окрашивает золотой сплав в белый цвет платина, которая также придаст ему дополнительную прочность и бледный оттенок естественного благородства. Такое белое золото имеет самую высокую стоимость, обладает самыми безупречными характеристиками и роскошным внешним видом.

Сплав золотя с никелем. Получить золотые сплавы белого цвета с едва уловимым желтоватым оттенком позволяет добавление никеля. Использование никелевых лигатур обходится производителям недорого. Однако такой сплав получается хрупким и тугоплавким. Кроме того, выявлено, что у одного человека из восьми наблюдается аллергия на никель. Поэтому содержание никеля в сплаве строго регламентировано. Например, в сплаве самой распространенной 585-й пробы процентное содержание никеля обычно соответствует 12%. В связи с аллергичностью никеля в Евросоюзе в 2000 г. вышел запрет на добавку этого металла в ювелирные изделия из белого золота. Сегодня никель частично заменен палладием. Однако во многом он остается незаменимым. Так, никель значительно тверже палладия и отлично полируется. Соответственно его применение позволяет создавать оригинальные украшения со сложным дизайном, с углами и гранями, которые держат форму.

При увеличении процентного соотношения серебра золотой сплав также окрашивается в белый, ио цвет получается матовый.

Добиваются золотой белизны также при помощи компромиссных лигатур между палладием и никелем, лигатуры из серебра и палладия, а также на основе более сложных сплавов из серебра, никеля, меди и цинка (сплав ЗлСрНЦМ 58,5-8,0 8,2- 2,5 -22,8). Таким образом, белый цвет сплава золота достигается применением лигатур из палладия, платины, серебра, цинка, кадмия и никеля.

Родирование золота. Производители ювелирных изделий нередко покрывают готовые изделия из белого золота родием (т.е. родируют). Такая технология позволяет удалить желтизну, придать металлу особый блеск и стойкость. Иногда желтизну делают незаметной за счет тщательной полировки изделий. Очень часто к родированию прибегают при использовании сплавов недостаточно интенсивного белого цвета, в которых в качестве дополнительной «отбеливающей» составляющей служат марганец или хром и железо.
Часто ювелиры применяют родирование ювелирных изделий со вставками из цирконов или фианитов для создания дополнительного эффекта полного отражения (игры камней).

1. Желтое золото

Желтое золото традиционно, это нестареющая классика. Именно этот солнечный, желтый, «золотой» цвет всегда символизировал власть, богатство, стабильность, благополучие. И сегодня желтому цвету золота отдаст предпочтение большинство зарубежных потребителей. Такое золото отличается от традиционного для России сплава красного оттенка лишь большим содержанием серебра. Желтое золото может иметь как 750-ю пробу, так и 585-ю.

Желтым цветом обладает не только чистое золото, но и многие его сплавы. Чистое золото практически не находит применения в ювелирном деле из-за плохих механических характеристик. Изделие из него легко деформируется даже при незначительном физическом воздействии. Чистое золото легко царапается и со временем теряет свою форму. Для сохранения настоящего золотого цвета и увеличения прочности золотых изделий разработаны, сплавы, обладающие желтым цветом. Они включают в себя золото, серебро и медь в разных пропорциях. Так, например, если в сплаве серебра в 2 раза меньше, чем золота, а меди в 2 раза меньше серебра, то изделие будет обладать насыщенным желтым цветом. Чем больше меди, тем цвет сплава насыщеннее, чем ее меньше — тем бледнее.

Любопытно, что в Средневековье золотые сплавы желтого цвета использовались при фальсификации. Придворные алхимики уменьшали, содержание золота в монетах почти в 2 раза, просто делая сплав золота с медью и серебром. Таким образом, увеличивался золотой запас правителей. Ведь в те времена настоящее золото от фальшивого отличали с трудом.

Сегодня из желтого золота изготавливается множество ювелирных изделий: серьги, кольца, цепочки, броши, подвески, браслеты, сувениры. Нередко в изделия из желтого золота делаются вставки из драгоценных и полудрагоценных камней (сапфира, топаза, аметиста, фианита и т.д;). Хорошо вписывается в ювелирные украшения из желтого золота жемчуг. Также в ювелирных украшениях используется сочетание желтого золота и золота других оттенков (белого, красного, зеленого и т.д.).

Важным обстоятельством является то, что украшения из традиционного желтого золота идут всем: и молодым, и старым, и мужчинам, и женщинам. Главное, чтобы у изделия был качественный дизайн.

Таким образом, желтое золото 585-й пробы — это сплав ЗлСрМ 58,5-28,0-13,5; 750-й — ЗлСрМ 75,0—12,5—12,5.

2. Красное золото

Красное золото (червонное) — это высокопробный красноватый сплав золота с медью, который применялся ранее для изготовления червонцев и других монет. Червонное золото означало «чистое», «одной пробы, с червонцами». Этот золотой сплав соответствует пробам от 958-й до 999-й. В царских червонцах доля золота была достаточно высокой и составляла 90%, что отвечает современной метрической пробе 900. Сам термин «червонное золото» уже утратил техническое значение и сегодня сохранился лишь в быту.

Сплавы красного золота. Более высококачественным красное золото получается, когда в него кроме меди добавляют и немного серебра. Однако чем больше в сплаве меди, тем выше вероятность того, что золотые изделия при соприкосновении с кислородом начнут окисляться. На их поверхности будет образовываться пленка оксида, меди красновато-коричневого цвета. Чем больше в изделии меди, тем сильнее потускнение. Иногда сплав красного золота составляют вовсе без серебра, только с одной медью.

В сплаве розового цвета серебра содержится примерно в 5 раз меньше золота, приютом количество красной меди относительно велико — чуть больше половины количества золота. Если увеличить содержание меди и одновременно уменьшить количество серебра, то сплав приобретет ярко выраженный, насыщенный красный цвет. При добавлении в сплав палладия металл получит насыщенный буровато­красный оттенок.

Красным золотом принято считать металл до 585-й пробы. Когда говорят о красном золоте, то, как правило, имеют в виду именно стандартный сплав (ЗлСрМ 585-80), в котором содержится 58,5% золота; 8,0% серебра и 33,5% меди.

Отечественное и зарубежное красное золото. В Советском Союзе на изготовление изделий шло золото 583-й пробы. На Западе в то время классической считалась проба 14 карат (по каратной системе оценки сплава). Она была чуть выше советской. В связи с тем что Европе стали предлагать за наше золото слишком низкую цену, в СССР было решено изменить золотой стандарт с 583-й пробы на 585-ю;

В советское время золото с красноватым оттенком считалось эталоном качества и красоты. В современной России красное золото — это самый распространенный и доступный вид этого драгоценного материала. Секрет популярности современного розового и красного золота у наших соотечественников прост. Такое золото не только красиво, изделия из него значительно дешевле, чем из желтого (за счет относительно большого количества недорогой красной меди). Изделия из красного золота составляют, более 50% объема отечественного рынка.

В Европе красное золото считается низкосортным, так как многие ювелиры рассматривают его как металл слишком низкой пробы для изготовления достойных украшений. Также они указывают на то, что красное золото плохо сочетается с драгоценными камнями.

Вместе с тем все признают, что только красное, крепкое и не склонное к быстрому истиранию золото можно носить каждый день. Таким образом, считается, что желтый металл — для праздников, красный на каждый день.

3. Золото других оттенков

Розовое золото. Получают с помощью добавок меди, т.е. изменяя соотношение серебра и меди в сплаве 585-й пробы, получают цвет золота, от желтого и розового до зеленого и красного. Эго самый популярный и доступный тип золота в России. Розовое золото обычно 585-й пробы.

Бурое золото. Для получения бурого или коричневого цвета обычно используют сплавы 585-й или 750-й пробы с высоким содержанием меди. Чтобы придать бурый или коричневый цвета, золотые изделия подвергают специальной многократной химической обработке, в результате которой на поверхности изделия, образуются соединения коричневато-черного цвета. Такой сплав очень тверд. Его используют при изготовлении механизмов часов.

Зеленое золото. Получают путем добавления серебра. По мере увеличения процентного содержания серебра в сплаве меняется интенсивность цвета: сначала он просто зеленый, потом желто-зеленый, желто-белый и, наконец, чисто белый. При содержании серебра более чем. 30% золото становится серебристого цвета с зеленоватым отливом и считается особым минералом с собственным названием — электрум. Также получить зеленый цвет золота можно с помощью добавок цинка и кадмия. Однако такие сплавы достаточно хрупки и в ювелирном деле не применяются. Кстати, цвет настоящего, «чистого» (99,9), золота, когда оно нанесено слоем в один атом, т.е. цвет «нанозолота», зеленый, как пивная бутылка.

Серое золото. Золото с сероватым оттенком получают, вводя в его состав примеси стали.

Голубое и синее золото. Голубое золото получают, добавляя кобальт. Изобретение такой технологии приписывают аргентинскому ювелиру Антониасси. Один из способов получения голубого золота — это нанесение родиевого покрытия. В таком случае изделие отдаст холодной голубизной. Для того чтобы получить синий цвет золота, в сплав добавляется железо.

Фиолетовое, оно же «аметистовое», золото. Таким золотом называют сплав золота с алюминием или калием. Обычно это золото 750-й пробы.

Черное золото. Для того чтобы обычное желтое золото стало черным, поверхность ювелирного изделия обычно покрывают слоем черного родия или рутения, гальваническим методом. Также в качестве покрытия может выступать аморфный углерод (эту технологию применяют при изготовлении корпусов золотых часов). И еще черное золото получают, смешивая 75% золота с 15% кобальта и 10% хрома, окисляя их в дальнейшем при температуре 700…950 °C. Черное золото обычно красивого мягкого цвета и хорошо сочетается в ювелирных изделиях с белым золотом.

Методы получения цветного золота

Сегодня цветное золото получают нанесением покрытия на поверхность изделия. Его осуществляют с помощью химической или термической реакции, одного или нескольких металлов с окружающей средой.

1. Оксидирование. Его суть в получении искусственным путем защитно-декоративной отделки поверхности уже готового ювелирного изделия. При оксидировании оксидный слой наносится на поверхность изделия.

2. Окисление — это отжиг золотых изделий в воздухе. Для этой технологии по получению черного цвета используют специальные сплавы золота, содержащие кобальт. Они образуют густую черную пленку оксида, кобальта 1—10 мк толщиной. Затем черный оксид полируют. Осуществляется окисление в воздухе при температуре 700…950 ° С в течение 20-60 мин.

3. Патинирование (чернение) — это химическая обработка драгоценного сплава, содержащего медь.

4. Гальваностегия — электролитическое осаждение тонкого слоя металла на поверхности какого-либо металлического предмета.

При использовании метода гальваностегии в специальный раствор добавляются красители, которые формируют толстый слой на поверхности изделия.

5. Радирование — нанесение слоя родия на изделие из золота.

6. Также существует метод химического осаждения паров аморфного углерода на поверхность изделия из золота.

7. Совсем недавно английским ученым удалось создать новую технологию, позволяющую перекрашивать золото. Они фрезеруют золото ионным пучком на атомном уровне, подбирая определенную глубину и структуру фрезерования и контролируя при этом, какие длины волн света металл поглощает и какие отражает, и в итоге можно получить любой «цвет» золота. Так что теперь есть еще и ионный метод «окраски» золота.

Модный цвет золота. Как мы видим, цвет золота никак не связан с его качеством. Цвет — это больше дань моде, а также развитию технологий металлообработки. Не так давно был моден зеленый («турецкий») цвет золота; еще раньше красный («советский» и он же цвет куполов и храмов в православной вере). Затем было время белого золота.

Желтое золото («золотое») — самое традиционное, ценимое во все времена. На другие цвета мода приходит и уходит. Самое главное, чтобы в цветном золоте благородный металл все-таки был.

Последняя модная тенденция в цветах золота — это сочетание разных цветов. Так, самые модные дизайнерские дома изготавливают ювелирные украшения, в которых, например, очень гармонично сочетаются белое, желтое и красное золото. Также сочетают традиционное благородное белое золото с оригинальным черным, голубым, розовым или зеленым.

Сплавы серебра

При изготовлении ювелирных украшений для повышения твердости и прочности серебро используют в сплавах с другими металлами. Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов» в России приняты следующие пробы серебряных сплавов: 800, 830, 875, 925, 960, 999 (табл. 2.3).

Сплавы-серебра 800-й пробы. Содержание менее 80% серебра. Качество и механические свойства самые плохие, так как серебро данной пробы подвержено атмосферным явлениям; (быстро окисляется) и имеет «неблагородный» желтоватый оттенок. Из положительных качеств следует отмстить высокие литейные свойства, что дает возможность использовать данное серебро для изготовления столовых приборов.

Сплавы серебра 830-й пробы. Отличаются от предыдущих только долей содержания серебра не менее 83%. По техническим, механическим качествам и сфере применения схожи.

Сплавы серебра 875-й пробы. Доля содержания серебра выше, чем в предыдущих сплавах (87,5%), поэтому может использоваться в промышленности и ювелирном деле.

Сплавы серебра 925-й пробы. Содержат не менее 92,5% серебра: Имеют благородный серебристо-белый цвет и высокие антикоррозийные свойства. Серебро данной пробы хорошо плавится и принимает разные формы, впоследствии ювелирное изделие сохраняет твердость и мало подвержено атмосферным явлениям. Широко применяется в ювелирном искусстве для изготовления украшений.

Сплавы серебра 960-й пробы. По качеству и механическим свойствам лучшие и не отличаются от чистого серебра. Используются в ювелирном деле для изготовления тонких, высокохудожественных изделий.

Сплавы других драгоценных металлов

Сплавы платины. В чистом виде платина, очень мягкая, поэтому ее легируют иридием, родием и другими металлами. На территории России (для изготовления ювелирных изделий) приняты следующие пробы платиновых ювелирных сплавов: 850, 900, 950.

Сплавы палладия. На территории России приняты пробы палладиевых ювелирных сплавов: 500, 850. Содержат от 50,5 до 85,5% чистого палладия, остальные компоненты — серебро, никель и медь. Российский стандарт предусматривает три наименования сплавов этой пробы. Все они легко обрабатываются, отличаются хорошей, ковкостью и обладают интенсивным белым цветом. Ювелирные изделия из них, как и из платины, практичны и долговечны. Помимо стандартных сплавов палладия в ювелирном производстве иногда используются декоративные соединения палладия с индием, образующие широкую цветовую гамму от золотистого до сиреневого. Но изделия из них — большая редкость.

Основные сплавы, применяемые в качестве имитаций ювелирных сплавов

Мельхиор — сплав из меди и никеля (18-20% Ni). Плотность 8,9 г/см3, твердость по Моосу 3,0, температура плавления 1170 °C. Мельхиор начали применять в середине XVIII в., особенно популярен он стал в XIX в. из-за того, что очень похож на серебро, но при этом стоит значительно дешевле. Он тверже серебра, хорошо полируется, имеет серебристо-белый цвет.

Сплав обладает большой тягучестью, коррозионной стойкостью, прочностью. Он легко принимает красивую разнообразную отделку и разные оттенки под воздействием растворов. Мельхиор широко применяется для изготовления посуды, столовых приборов с последующим серебрением, предохраняющим изделия от коррозии. Мельхиор используется также как оправа для армирования хрустальных изделий (ваз для цветов, сахарниц и др.).

Большинство современных монет серебристого цвета изготавливают из мельхиора (обычно в их составе 75% меди и 25% никеля с незначительными добавками марганца).

Сплав применяется в производстве высококачественных деталей морских лодок, из него изготовляют термогенераторы, точные резисторы и т.д. Мельхиор также необходим в производстве медицинского инструмента.

Нейзильбер — сплав, идущий на изготовление украшений с элементами филиграни и столовых приборов. Представляет собой сплав меди с 5-35% цинка и 13-45% никеля. Легко обрабатывается и отличается высоким электросопротивлением, устойчивостью к коррозии, имеет большую твердость и упругость. Похож на серебро, но при этом даже дешевле мельхиора. Плотность 8,4, температура плавления 1050 °C, твердость по Моосу 3,0.

Латунь — это медно-цинковые сплавы, содержащие до 45% цинка. Большинство латуней имеет красивый золотисто-желтый цвет.
По сравнению с чистой медью они более прочны и тверды, более экономичны и красивы. Латунь широко применяется в ювелирном производстве и изготовлении бижутерии, что обусловлено внешней схожестью с золотом и физическими свойствами этого сплава.

Механические свойства латуней: легко поддаются пластической деформации, хорошо обрабатываются режущим инструментом и полируются, при воздействии воздуха быстро теряют блеск, темнеют, легко растворяются в кислотах. Плотность сплавов составляет 8,2- 8,6. Температура, плавления 900… 1045 °C; твердость по Моосу 3-4.

Сплавы латуни — основной материал, на котором происходил обучение ювелиров, так как механические свойства латуней (марки Л62, Л68), содержащих от З0 до 40% цинка, сходны с таковыми золотого сплава 585-й пробы.

Латуни с малым, содержанием цинка. (от З до 20%) называют томпаками; они отличаются желтым цветом и применяются для изготовления художественной посуды, юбилейных знаков, элитной бижутерии. В XIX в. в Западной Пироне и России сплав использовали в качестве поддельного золота. Несмотря на то что цинк был открыт только в XVI в., латунь была известна уже древним римлянам. Они получали ее, сплавляя медь с галмеем, т.с. с цинковой рудой. Путем сплавления меди с металлическим цинком латунь впервые была, получена в Англии в 1781 г.

Бронза — медно-оловянистые сплавы, содержащие от 3 до 12% олова. В сплав могут входить цинк, свинец, фосфор, марганец. Кроме оловянистых бывают и другие виды бронзы — алюминиевые, кремнистые, бериллиевые, кадмиевые. Технические характеристики бронзы: плотность 7,5-8,8; температура плавления 930… 1140 °C; твердость по Моосу 4,0-4,5. Цвет бронзы — золотистый.

Оловянистые бронзы отличаются хорошими литейными свойствами, поэтому широко используются в художественном творчестве для литья значков и сувениров. Обычно применяют бериллиевую бронзу, устойчивую к коррозиям. Она отличается высокой твердостью и упругостью. Бронза — это сплав, который дал название целой эпохе развития человечества. Название сплава происходит от имени древнейшего морского порта Италии — Бриндизи, который в IV тыс. до н.э. был конечным пунктом на пути транспортировки меди и олова. Здешние металлурги, подметив хорошие свойства сплава двух металлов, освоили его массовое производство.

Цвет бронзы с увеличением процентного содержания олова изменяется от красного к желтому, затем к белому и серо-стальному. Промышленность выпускает и безоловянистые бронзы, вместо олова содержащие алюминий, цинк, свинец или никель. Современные художественные бронзы являются материалом для литья памятников и монументальных скульптур. В экстерьере северного климата бронза служит прекрасным материалом, исключительно долговечным, не подвергающимся атмосферным влияниям и стойким против механических повреждений, а также хорошо противостоящим действию морозов. Наряду с изделиями для экстерьера бронза широко применяется для отливки высокохудожественных предметов убранства общественных интерьеров — театров, дворцов, залов, например больших люстр, бра, канделябров, торшеров и других предметов.

Высокая антикоррозионная стойкость сплава позволяет использовать бронзу в химической промышленности для производства литой арматуры.

Известно, что бронза обладает музыкальными способностями: из нее издавна отливали колокола. Меняя состав бронзы и размеры отливки, мастера-литейщики создавали удивительные стозвонные колокола.

Читайте также:

комментарий 901

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.