Имитация и облагораживание ювелирно-поделочных камней

1. Имитация

Имитация — термин для обозначения материалов, соответствующих какому-либо самоцвету по внешним характеристикам. Несмотря на внешнее подобие, имитация отличается от природного камня или составом, или структурой, или физическими константами.

Для имитации более дорогостоящих натуральных драгоценных камней используются разные материалы — от окрашенных минералов до самых разных искусственных продуктов.

1.1 Имитация алмаза

В последние десятилетия активно развиваются технологии искусственного выращивания драгоценных камней и их аналогов. Конечно, больше всего и производителей, и ювелиров, и покупателей интересуют возможности производства короля драгоценных камней — алмаза, что обусловлено его ценой. Высокая цена природных алмазов связана, в первую очередь с их свойствами, такими как феноменальная твердость, великолепная способность преломлять и возвращать свет, обеспечивающая сверкание и игру ограненного бриллианта. Но существует и другой немаловажный фактор — значительная монополизация и закрытость рынка добычи алмазов, не позволяющая цеее на камни падать по естественным рыночным законам конкуренции.

За исключением бесцветных синтетических корунда и шпинели, которые появились в качестве имитаций более 60 лег назад, большинство искусственных имитаций алмаза — это побочные продукты, получаемые при выращивании кристаллов для электроники, лазеров и космической промышленности.

Из них ИАГ (иттриево-алюминиевый гранат), ГГГ (гадолиниево-галлиевый гранат), CZ (кубический диоксид циркония) и ниобат лития не имеют природных аналогов и должны называться искусственными продуктами, а не синтетическими камнями.

CZ (кубический диоксид циркония), известный в России как фианит, Швейцарии — джевалит (фирма «Джевахирджан»), США — даймонеск (корпорация «Церес»), Австрии — кристаллы «Сваровски», наиболее приемлемая и широко распространенная имитация алмаза. Технология получения фианита связана с использованием высокой температуры, которая воздействует на оксиды гафния и циркония, и одновременного их охлаждения. При плавке добавляются химические примеси, позволяющие получить фианиты большой цветовой гаммы и сделать копии изумрудов, рубинов или сапфиров. Зарубежные ювелиры применяют другое название фианита — Cubic Zirconia. В России в названии «фианит» зашифровано место рождения камня — Физический институт Академии наук СССР (ФИАН). Очень часто название фианита меняют на цирконий или циркон. Это неверно, так как циркон и цирконий — два разных природных минерала, которых с фианитом объединяет сходство с его химической формулой.

В 1996 г. появилась новая алмазная имитация — синтетический муассанит, производимая в США фирмой «СZ Incorporated». Это желтый до бесцветного карбид кремния. Данный материал имеет физические константы, близкие к таковым алмаза, что не всегда позволяет различить эти камни.

В последнее время лаборатории разработали несколько технологий выращивания синтетического алмаза, наиболее распространены две из них.

  1. В камере при высоких давлении (50-60 кБар) и температуре (около 1400…1600 °С) обработка НРНТ (High pressure, high temperature), выращивание искусственного алмаза около 1 карата по этой технологии занимает порядка 5 дней.
  1. Химическое осаждение (CVD). Наиболее популярной разновидностью этого процесса является осаждение микроволновой плазмой (MPCVD) с использованием в качестве исходного материала смеси газов метана и водорода.

Производимые искусственные бриллианты имеют ряд недостатков.

  1. Главный недостаток — цвет. Достаточно легко синтезировать насыщенный цветной камень (желтый, синий, зеленый, розовый т.д.), по до сих нор остается нерешенной задача производства идеально бесцветных бриллиантов. Стандартный искусственный бриллиант имеет цвет I—К. по шкале GIA, что соответствует 6 -7 по российскому стандарту ТУ. Это означает, что синтетический бриллиант имеет хорошо различимый желтоватый оттенок. Последние достижения в технологиях HPHT и CVD позволили получать цвет G-H, т.е. 4-5 по ТУ, но сложность производства не позволяет ценам таких камней опуститься существенно ниже цен на природные бриллианты аналогичных характеристик.
  2. Посторонние включения, металлические для НРНТ и черные нити непреобразованного углерода для CVD).
  3. Присутствие примесей — металлических для НРНТ; азота, кремния и водорода — для CVD), что позволяет легко определить синтезированные камни по спектрограмме.
  4. Присутствие характерной флюоресценции.

Несмотря на отмеченные недостатки, современные синтетические бриллианты хорошего качества трудно отличить от природных даже эксперту ювелирного магазина или ломбарда, это под силу только лаборатории. Основным недостатком искусственных бриллиантов остается высокая цена, сравнимая с природными камнями того же качества.

Диагностика

Если камень является природным алмазом (притом, правильно ограненным), можно наклонять верхний край камня от линии просмотра и его блеск не ухудшится. Если же камень представляет собой алмазную имитацию (и его показатель преломления меньше, чем у алмаза), его блеск уменьшится за счет потери части света. В результате самые удаленные от глаза грани павильона начинают выглядеть черными, так как они уже не действуют как зеркала (свет проходит через них вместо того, чтобы отражаться назад через площадку). Исключениями для этого теста (камни, по оптическим свойствам подобные алмазу) являются титанат стронция (также известный как синтетический таусонит), синтетический муассанит и синтетический рутил, которые имеют показатели преломления, близкие или превышающие алмазный.

Титанат стронция (таусонит) и синтетический рутил можно идентифицировать по их очень яркой «игре» (дисперсия этих камней в несколько раз превышает таковую алмаза).

Синтетический муассанит имеет высокое двупреломление и может быть диагностирован (как и циркон) по «раздвоению» ребер у граней павильона при просмотре через главную грань короны.

Этим методом невозможно определить и такие имитации, как СZ, у которых павильон гранится более глубоким, чем в идеальной бриллиантовой огранке, для того чтобы скомпенсировать низкий показатель преломления. В этом случае у камня возникает полное внутреннее отражение, даже если его наклонить.

Алмазы с маленькой площадкой и глубоким павильоном — так называемая «старая английская» огранка — будут пропускать свет в наклонном положении, так что прежде чем проводить этот тест, необходимо убедиться, что пропорции камня соответствуют идеальной 1 бриллиантовой огранке.

Существует также метод «черной точки», для проведения которого нужно нанести на белую бумагу маленькую черную точку. Если камень является имитацией (с показателем преломления ниже, чем у алмаза), точка будет видна в виде кольца вокруг калетты. Этот эффект связан с потерей света через грани павильона, которые при этом не действуют как «внутренние» зеркала. В результате точка становится видна через каждую грань павильона, что образует кольцо (заметим, что через бриллианты с неглубоким павильоном точка также будет видна в виде кольца).

Кроме перечисленных методов стоит упомянуть, что в зависимости от химического состава масса имитации будет на порядок выше, чем у природного алмаза.

Диаметр рундиста, ммАлмазCZИАГГГГТитанат стронция
2,00,030,050,040,060,04
4,00,230,380,300,470,34
6,51,001,651,302,001,46
8,01,873,072,433,742,27
10,03,646,004,747,305,31

Кроме представленных визуальных приемов существует также ряд инструментальных методов, которые позволяют с помощью специальных приборов (даймонд-тестера, рефрактометра и т.д.) идентифицировать имитации алмазов.

1.2 Реконструированные (восстановленные) камни

Исходным сырьем для изготовления реконструированных вставок являются отходы ювелирного производства, осколки кристаллов, камни низкого или не ювелирного качества. Сырье измельчается, к минеральной крошке могут добавляться красители, наполнители и связующие, затем смесь спекается. Метод позволяет получать камни практически любого размера.

В качестве примера можно привести реконструированные вставки из бирюзы. Бирюза размалывается в тонкий порошок, добавляются фосфат меди в качестве красителя, синтетическая смола в качестве связующего и прессуется сразу готовая вставка или бусина.

При изготовлении реконструированного авантюрина в смесь добавляют наполнитель (медную крошку) в целях имитации авантюринового эффекта. В настоящее время реконструированные вставки изготовляют для имитации практически любых непрозрачных, и просвечивающих в тонких слоях камней: лазурита, малахита, родонита, яшмы и др.

Новой разновидностью ассортимента реконструированных вставок являются так называемые «матрикс-камни». Например, «матрикс-опал» — тонкие пластинки благородного опала, размером несколько миллиметров помещают в синтетическую смолу, а затем формируют ювелирную вставку в форме кабошона.

Диагностика осуществляется с помощью микроскопа. Под большим увеличением видно, что внутренняя структура реконструированного камня совершенно иная, чем у природного. Природный камень чаще всего обладает дефектами, неоднородной текстурой и разными включениями неправильной формы.

1.3 Составные камни (дуплеты и триплеты)

Наиболее распространенная форма, составных камней — это дуплеты — камни, состоящие из двух частей. При этом корону изготавливают из дорогого самоцвета, а павильон, как правило, выполняют из какого-либо дешевого материала (кварца, окрашенного стекла и т.д.). Сложность создания дуплета заключается в невидимом для невооруженного глаза склеивании частей в целях достижения эффекта «единого минерала». Чаще всего склейку проводят на уровне рундиста. Последующее крепление дуплета с помощью глухой или крапановой закрепки окончательно скрывает место склейки. Технология создания дуплетов в настоящее время настолько усовершенствована, что иногда, даже профессионалы с трудом отличают его от настоящего самоцвета по внешнему виду.

Наибольшую известность получили «дуплеты с гранатовым верхом», которые в большом количестве изготавливали при дворе королевы Виктории (конец XIX в.). Эти камни состояли из топкой пластинки альмандина (короны), приваренной к окрашенному в красный цвет стеклу (павильону), и имитировали гранаты.

Примерно тогда же появились первые дуплеты имитации александрита, в которых корона также изготовлялась из топкой пластинки альмандина, а павильон — из зеленого стекла.

В таком триплете, как «спаянный изумруд» (известный па рынке также под торговыми наименованиями «изумруд Судэ» или «Смарилл»), корона и павильон изготавливаются из слабоокрашенного или бесцветного берилла, а между короной и павильоном помещают тонкую пластину окрашенного в изумрудный цвет стекла или специального синтетического клеевого вещества.

В случае «спаянного» александрита между короной и павильоном на уровне рундиста располагают специальный цветной фильтр из синтетического материала, который создаст александритовый эффект изменения окраски при разном освещении.

1.4 Пластмассы

Для имитации драгоценных и полудрагоценных камней из пластических масс чаще всего применяют аминопласты и акрилаты. Эти виды пластмасс прозрачны, обладают высокой механической прочностью, блеском, хорошо воспринимают окраску, достаточно устойчивы к химическим реагентам и к свету.

Аминопласты — карбидные смолы, термоустойчивы (до 1200 °С), отличаются высокой пластичностью, окрашиваются в разные цвета. Акрилаты — эфиры акриловой и метакриловой кислот. Наиболее распространен полимеризованный метиловый эфир метакриловой кислоты. Вставки из пластических масс вырабатывают методом прессования. Наиболее часто имитируют жемчуг, бирюзу, опал, янтарь, коралл.

Некоторые имитации из пластмасс достаточно распространены и имеют собственные торговые наименования. Например: появившаяся на рынке в конце 50-х гг. XX в. «Гамбургская бирюза» (известная также под торговым наименованием «Неолит»), состоит из смеси гидроксида алюминия, фосфатов меди и синтетических смол в качестве связующих. В настоящее время производится ряд продуктов с похожим химическим составом, имитирующих бирюзу и объединенных под названием «необирюза».

Для отделки пластмассовых имитаций могут использоваться разные вещества. Например, для получения радужного эффекта «под жемчуг» на поверхность отпрессованных бусин наносят эмульсию, содержащую на 100 мл ацетона, 25 г прозрачного целлюлоида и 5 г жемчужной эссенции. Таким способом производят называемый «майорский жемчуг» / «майорика» (majorica). Уже более 120 лет на испанском острове Майорка в Средиземном море оттачивают мастерство производства искусственного жемчуга, начатое немецким эмигрантом Эдуардом Хьюго Хошем, который решил добиться максимального сходства процесса с ростом жемчуга в природе. Жемчуг «майорика» изготавливают, нанося множество тончайших слоев перламутра на основания из алебастрового шарика. Основным плюсом искусственного жемчуга стала его доступная цепа. Бусы из искусственного жемчуга «майорика» отличаются ярким блеском и идеальной формой бусин. Искусственный жемчуг не может — содержать такое богатство цветовых обертонов, как натуральный, но, зато при электрическом освещении он дает красивый эффект преломления.

Однако имитации из пластических масс довольно однообразны, их легко распознать по внешнему виду: они намного легче и мягче камней (легко царапаются), часто имеют слишком правильную окраску.

1.5 Стразы / стекло

Наибольшей дисперсностью обладает имитация самоцветов из стекла, называемого «страс» или «страз» по имени немецкого ювелира Георга Страса (Georges Strass), который в конце XIX в. предложил следующую рецептуру: 38,2% оксида кремния, 53,0% оксида свинца и 8,8% поташа. Кроме того, в эту смесь добавляют незначительное количество буры, глицерина и мышьяковой кислоты.

Стразы легко отличить от натуральных самоцветов, так как они не имеют кристаллической структуры, хрупки и их твердость по шкале Мооса не превышает 6. Для диагностики достаточно провести напильником по рундисту: при этом, если вставка изготовлена из страза, она крошится, если из природного или синтетического камня, то остается неповрежденной. Стразы отличаются от натуральных камней меньшей теплопроводностью, поэтому следы дыхания исчезают со стекла медленнее, чем с натуральных кристаллов. На ощупь натуральные камни кажутся более холодными, чем стеклянные имитации.

2. Облагораживание

Под обработкой (облагораживанием) понимается любой процесс, кроме огранки и полировки, который улучшает проявления качеств камня (цвета/чистоты/насыщенности), увеличивает срок жизни камня и делает его пригодным для использования в качестве ювелирного. Драгоценные камни редко попадают к конечному покупателю в естественном виде. Основные способы обработки — огранка и полировка, необходимые для придания природному кристаллу его «драгоценности». При этом под механическим воздействием меняется его внешний вид, но не происходят иные процессы, влияющие на структуру кристаллической решетки и химический состав камня. Все другие способы обработки имеют целью вмешательство в структуру камня и (или) его химический состав.

Существует несколько причин для облагораживания драгоценных камней:

Красота. Облагораживание приводит к значительному улучшению некоторых параметров камня. Камни становятся чище, приобретают лучший цвет, а в некоторых случаях и стабильность (долголетие) цвета.

Цена. Природные драгоценные камни высшего класса без существенных дефектов всегда в дефиците, очень редки и дороги. Значительно более доступно сырье среднего и низкого качества, которое в результате применения разных способов облагораживания превращается в весьма прилично выглядящие камни по вполне доступным ценам.

Востребованность. Если бы ювелирный мир использовал бы только необлагороженные драгоценные камни, то цены даже на самые дешевые камни и изделия с ними были космически высокими. Не из-за цены камней как таковой, а из-за практической недоступности таких изделий. Облагороженные камни дают возможность практически любому человеку найти что-либо подходящее по стоимости и качеству.

Классификация способов облагораживания

Термическая обработка (отжиг, нагревание) — самый широко распространенный процесс обработки, используемый для рубинов, сапфиров, янтаря, аквамарина, аметиста, цитрина, танзанита, циркона, топаза и турмалина. Позволяет улучшить чистоту и (или) цвет камней. Для разных камней применяются различные методы термической обработки от простого удерживания в открытом пламени до использования суперсовременных электрических автоматических печей с возможностью регуляции и изменения температуры, давления и напряженности магнитного поля. Практически все корунды подвергаются термической обработке для улучшения в первую очередь цвета. Абсолютное большинство турмалинов нагревают для их «осветления» от природы они, как правило, очень темные. 100% крайне редких в природе голубых цирконов в обязательном порядке подвергают нагреву для закрепления цвета, в противном случае через 1-2 недели воздействия солнечного цвета на голубой от природы циркон цвет изменится на коричневый. Также термообработке подвергаются все (99%) танзаниты, поскольку в естественном виде они коричнево-желто-зеленые — неопределенного цвета. Термическая обработка совершенно нормально воспринимается геммологическим сообществом, так как в подавляющем большинстве случаев результат ее перманентен.

Новейшие методы термической обработки — заполнение естественной пастой. Применим в основном для корундов. Большая часть сырья природных корундов не самого высокого качества, поэтому крупные кристаллы подвергают следующему воздействию. Приготавливается паста па основе того же типа корунда, который подлежит обработке: размалывается в микроскопическую пыль другой кристалл корунда. Обрабатываемый камень запекается в этой пасте в течение длительного времени в печи при температуре 1400-1450 °С. Находящаяся внутри камня влага растворяет все доступные для растворения естественные включения, а сжиженная фракция из пасты заполняет образующиеся пустоты, вытесняя лишнюю влагу и воздух.

Заполнение стекломассой (стеклозаполнение) — процесс схож с предыдущим, только паста приготавливается на основе стекла. Все пустоты и трещины в камне оказываются заполнены стекломассой. Такие камни нельзя долго держать в ультразвуковой ванне — могут распасться на части (если степень заполнения выше 25-30%). Изделия с этими камнями нельзя паять — могут разрушиться из-за разного градиента температурного расширения стекла и собственно корунда. Практика такой обработки не прижилась для сапфиров, но рубины подвергаются такой обработке в 99% случаев!

Диффузионная обработка. Этот вид облагораживания можно рассматривать как самостоятельный метод или разновидность термической обработки. Сущность диффузионного метода заключается в том, что камни контактируют со специальными субстанциями, содержащими элементы, отвечающие за образование в минералах окраски (например железом, титаном, хромом, марганцем и др.). При нагревании эти элементы диффундируют в кристаллическую решетку минерала, образуя центры окраски и изменяя цвет минерала.

Диффузионная обработка слабоокрашенных корундов осуществляется при 1750-1900 °С, при этом при диффузии в кристаллическую решетку ионов железа и титана достигается насыщенный голубой или синий цвет, при диффузии ионов хрома (в зависимости от их концентрации и свойств исходного минерала) можно получить красную, розовую или оранжевую окраску. В 2001 г. на рынке в большом количестве появились ярко-оранжевые корунды, окраска которых была обусловлена ионами бериллия. Кроме бериллия стали также использовать ионы лития для получения «золотых» сапфиров.

НРНТ-обработка (high pressure, high temperature). Данный метод облагораживания был предложен производителями синтетических бриллиантов. Его суть в том, что при одновременном воздействии высоких давлений и температур в течение нескольких минут бриллианты способны изменять окраску. Первые образцы, облагороженные этим способом, впервые появились на рынке в 1996 г.

Это были бриллианты, в дальнейшем известные под торговым названием «Nova». Изначально такие бриллианты имели выраженные желтые и коричневые оттенки (которые понижают группу цветности, а следовательно, и стоимость бриллианта), но после воздействия в течение 3 мин температур порядка 2000-2200 °С и давления 55-60 кБар они меняли окраску на зеленую и желто-зеленую. Немного изменяя условия обработки можно получать голубую и розовую окраски.

С 1999 г. американская фирма «General Electric Co» использует данный метод для обесцвечивания бриллиантов низких групп цветности. Такие камни известны на рынке под названием «Ge Pol» — маркировка нанесена лазером на рундист. Метод высоких давлений и высоких температур может быть также применен для получения черной окраски бриллиантов.

Облучение — воздействие на минералы волновых источников энергии. В настоящее время подобное облагораживание проводят в ядерных реакторах. Исходным материалом служат камни низких групп цветности. При обработке желтоватых алмазов радиоактивным облучением могут быть получены более ценные бриллианты с голубым оттенком. Реакция бесцветных алмазов на радиоактивное облучение очень разнообразна. Так, облучение электронами позволяет получать зеленые, голубые и зеленовато-синие камни. При обработке нейтронами бриллианты зеленого цвета после дальнейшего высокотемпературного воздействия становятся розовыми, пурпурно-красными, коричневыми или оранжевыми. С помощью нейтронного облучения можно также получать черные бриллианты.

Невзрачные, почти бесцветные или бесцветные образцы топазов под действием радиоактивного облучения превращаются в насыщенно-голубые, желтые, желто-коричневые, оранжевые, розовые или зеленые.

Для облагораживания турмалинов применяется у-облучение. С помощью такого воздействия усиливают цвет розовых и желтых минералов, а темно-зеленым камням можно придать пурпурную или насыщенную персиковую окраску.

При у-облучении бесцветные или слабоокрашенные кварцы приобретают насыщенную темно-коричневую окраску раухтопазов. В процессе дальнейшей термической обработки при температурах от 140 до 280 °С кварцы приобретают насыщенный зеленовато-желтый цвет. На рынке эти камни известны под торговым названием «лимонные цитрины».

Недостаток данного метода облагораживания — возникновение в некоторых случаях радиоактивности. Часто окраска, полученная методом облучения, неустойчива, и камни могут обесцвечиваться под действием температуры или солнечного света. Кроме того, проводить облагораживание этим способом имеет смысл только для крупных кристаллов, так как затраты на облагораживание мелких кристаллов нс перекрываются их возросшей новой ценой.

Промасливание (заполнение бесцветным маслом) — способ обработки камней берилловой группы, известный с древнейших времен. В современности применяется в основном только к изумрудам, зато повсеместно! Наиболее популярный естественный продукт, для данной технологии — кедровое масло. Сейчас его используют только для изумрудов высшей категории, для всех остальных применяются синтетические масла. Масло просачивается внутрь камня через трещины, которые достигают поверхности камня, и визуально улучшает чистоту и окраску изумруда. Таким способом облагораживают и поделочные камни.

Лазерное сверление. Данный вид облагораживания подходит исключительно для крупных бриллиантов, поскольку является 7 одним из самых затратных. Первый такой бриллиант появился на рынке в 1970 г. Суть метода состоит в прожигании лазерным лучом узкого канала, ведущего к внутреннему включению (воды, графитовых, силикатных или иных образований). Далее видимое включение выжигается (при помощи кислот и температурных воздействий). Образовавшиеся пустоты заполняют прозрачным веществом, имеющим показатель преломления, равный (или очень близкий) таковому алмаза. Обнаружить данную обработку с помощью приборов трудно, а визуально практически невозможно.

Окрашивание с использованием магнетронного напыления тонких пленок. Технологически очень простой способ. Напыление в вакуумной камере специальными составами превращает бесцветные камни или стекло в мистик-топазы, мистик-кварцы, розовые топазы, невероятные желто-голубые аметрины, танзаниты (окрашенные кварцы). Результаты такой обработки непостоянны, тонкая пленка легко царапается и разрушается.

Окрашивание поверхностных слоев ювелирных камней низких сортов с помощью химических соединений известно давно. ‘Гак, бирюзу еще в древности подкрашивали с помощью берлинской лазури. Многие самоцветы (опал, жадеит, нефрит, некоторые разновидности халцедона), имеющие пористую поверхность, для улучшения их цветовых характеристик подкрашиваются химическими красителями. Однако этот метод имеет существенные недостатки — поверхностная, пропитка самоцветов красителями редко бывает устойчивой достаточно долгое время и легко диагностируется.

Большинство методов обработки не приводит к изменениям химического состава камней. Диффузия и стеклозаполнение влияют на химический состав. Основное требование, которое должно предъявляться к продавцам — правдивость информации. Допустимо продавать камень, прошедший глубокую обработку, недопустимо продавать его под видом камня, свободного от обработки.

Список драгоценных камней, которые чаще подвержены облагораживанию

Изумруд. Промасливапис, промасливапие+ заполнение резиной.

  • Рубин. Термическая обработка, стеклозаполнение, диффузия.
  • Сапфир. Термическая обработка, диффузия.
  • Танзаниг. Термическая обработка для придания фиолетового цвега.
  • Аквамарин. Обычно термическая обработка, для улучшения цвета.
  • Голубой топаз. Чаще всего облучение и термическая обработка для придания голубого цвета.
  • Цитрин. Обычно термическая обработка аметиста, для придания характерного цвета.
  • Аметист. Часто термическая обработка для усиления и закрепления цвета.
  • Все виды прозрачных кварцев. Часто облучение для усиления цвета.
  • Турмалин. Обычно облучение для усиления розового и красно-фиолетового цветов, термическая обработка для осветления темных камней.
  • Лабрадорит. Почти всегда термическая обработка для придания и усиления красно-оранжевого цвета.
  • Апатит. Очень часто термическая обработка.
  • Голубой циркон. Часто — термическая обработка для закрепления естественного природного цвета, всегда —дли придания камню голубого цвета.
  • Нефрит, жадеит, лазурит, малахит и подобные минералы. Обычно пропитка бесцветным воском.
  • Коралл. Часто отбеливание и окрашивание.
  • Жемчуг. Обычно отбеливание для улучшения цвета и в качеесте подготовки к покраске.
  • Черный оникс. Всегда окрашивание.

3. Оценка драгоценных камней по системе 4С

Для упрощения диагностики все цветные камни удобно группировать по цветам на зеленые, красные, синие и т.д. Наиболее значимыми в этих цветовых группах являются камни I порядка — изумруд, рубин, сапфир. Исследование камней осуществляется как минимум при десятикратном увеличении (с помощью лупы, бинокулярного либо геммологического микроскопа).

  1. Находится масса одного камня в каратах путем взвешивания на весах.
  2. Для оценки цвета камень просматривают по граням верха и устанавливают три составляющие цвета — цветовой оттенок (основной и дополнительный цвета), тон (мера темноты) и насыщенность (интенсивность, либо яркость).
  3. Оценка чистоты (дефектности, прозрачности) начинается с определения, к какому типу чистоты относится камень. Выявляются как внешние, так и внутренние дефекты. Устанавливается, видны ли включения невооруженным глазом. Определяются не только наличие дефектов, но и их природа (включения, трещины, области замутнения, неоднородности окраски и. др.),. размеры, количество и расположение. Желательно суммировать наблюдения в форме краткого описания дефектности: мельчайшие, небольшие, заметные, очевидные, выдающиеся, и делать вывод о степени влияния на внешний вид и долговечность камня.
  4. Определяются форма и тип огранки, а также дефекты качества. Оценка огранки осуществляется при десятикратном увеличении под отраженным светом, но итоговое заключение делается при просмотре невооруженным глазом при силу,ном рассеянном освещении под источником; света на расстоянии 10-15 см.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.